Анализ результатов опросов потребителей на предмет удовлетворения качеством товаров, работ и услуг, ценовой конкуренции, а также предпринимателей на предмет наличия (отсутствия) административных барьеров и оценки состоянии конкурентной среды

В соответствии со стандартом развития конкуренции в субъектах Российской Федерации в рамках проведения мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ, услуг муниципального образования «Белгородский район» Белгородской области на уровне муниципалитета проводился опрос предпринимателей на наличие (отсутствия) административных барьеров и оценки состояния конкурентной среды субъектами предпринимательской деятельности на социально значимых и приоритетных рынках Белгородского района.
Исследование мнения предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории Белгородского района, проводилось с декабря 2018 года по январь 2019 года методом анкетного опроса, включающего 30 вопросов. Анкетирование было анонимным (личность респондентов не фиксировалась).
Количество предпринимателей участвующих в опросе составило 133 человека.
На основе проведенного исследования было выявлено следующее распределение по рынкам:
— 30,8 % от опрошенных предпринимателей осуществляют свою деятельность на социальных рынках (дошкольного образования, детского отдыха и оздоровления, дополнительного образования детей, медицинских услуг, услуг в сфере культуры и туризма, перевозок наземным транспортом, услуг связи, услуг социального обслуживания населения), из них на рынках: услуг перевозок пассажиров наземным транспортом — 12 %, услуг связи  — 3,8 %, медицинских услуг — 6 %, дошкольного образования — 4,5 %;
— 54,1 % от опрошенных предпринимателей осуществляют свою деятельность на приоритетных рынках, из них основная доля — 32,3 % составляет розничная торговля; 9 % —  бытовых услуг и общественного питания; 6 % — плодово-овощной продукции; 3 % — стоматологические услуги; 3,8 % — молоко и молочной продукции.
Демография организаций, принявших участие в опросе, сложилась следующим образом: более 5 лет — 48,8 %, от 1 года до 5 лет — 36,8 %, менее 1 года — 14,4 %.
Большая часть предприятий — 84,2 % составляли с численность сотрудников до 15 человек, от 16 до 100 человек — 13,5 %, от 101 до 250 человек — 0,8 %, более 250 человек — 1,5 %.
Величину годового оборота до 120 млн рублей имеют 81,2 % опрашиваемых респондентов, от 120 до 800 млн рублей — 16,5 %, от 2 млрд рублей — 2,3 %.
Опрос респондентов о географических рынках, представляемых бизнесом, показал, что основным рынком сбыта продукции является рынок Белгородской области — 87,2 %, в том числе локальный рынок (отдельное муниципальное образование) — 49,6 %, в других субъектах России реализуют продукцию (услуги) 5,3 % респондентов. На рынки зарубежных стран ориентируются менее 4,5 % опрошенных  (в том числе 2,3 % – на рынки стран СНГ).
Отвечая на вопрос о количестве конкурентов, всего 11,3 % опрошенных отметили, что у них нет конкурентов, от 1 до 3 конкурентов имеют 27,8 % опрошенных. Большая часть опрошенных представителей организаций бизнеса (60,9 %) отметили высокую конкуренцию на основном рынке – от 4 и более конкурентов на рынке присутствия бизнеса.
По наличию на целевом рынке игрока, занимающего существенную большую долю по сравнению с другими участниками — 19,6 % отметили наличие одного такого игрока, наличие нескольких игроков, имеющих большую долю на целевом рынке, отметили — 56,4 %. Об отсутствии игроков, занимающих существенно большую часть рынка, сообщили 24 %.
На вопрос «Как изменилось за 2018 год число конкурентов хозяйствующего субъекта, который вы представляете, на целевом рынке товаров, работ, услуг?» получены ответы: количество конкурентов увеличилось — 50,4 %, количество конкурентов не изменилось — 43,6 %, количество конкурентов сократилось — 6 %.
На вопрос «Активность хозяйствующих субъектов федерального масштаба (иностранных компаний) на целевом рынке товаров, работ и услуг Белгородской области?» 34,6 % респондентов ответили, что активность организаций существенно выросла за последний год, 54,9 % заявили, что ситуация стабильна, 6 % сочли снижение активности организаций, а 4,5 % указали, что присутствие федеральных (иностранных) игроков практически не ощущается.
По мнению бизнес-сообщества Белгородского района уровень качества товаров, работ и услуг конкурентов на целевых сегментах ранка средний и высокий составляет 91,7 %. Одновременно высокий уровень качества своей продукции и услуг отмечен 67,7 % опрошенных.
Самыми популярными мерами, способствующие повышения конкурентоспособности своей продукции, работ, услуг и развития бизнеса, распределились следующим образом: «Расширение ассортимента производимых товаров, работ, услуг» — 54,1 %, «Модернизация производства, покупка машин и технологического оборудования» — 28,6 % опрошенных, «Сокращение затрат на производство (реализацию) товаров, работ, услуг при неизменном объеме производства (реализации)» — 37,6 %, «Выход на новые рынки (реализация полностью нового для бизнеса товара, работ, услуг)» — 21 %, «Приобретение технологий, патентов, лицензий, ноу-хау» — 15,8 %, «Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, маркетинговых исследований» — 7,5 %, «Действия не предпринимались» и «Другое» ответили 63,2 % респондента.
На вопрос «Как бы охарактеризовали деятельность органов власти на рынке, в основном для Вашего хозяйствующего субъекта?» 27,1 % опрашиваемых отметили, что органы власти помогают бизнесу, 45,1 % ответили, что органы власти не мешают своими действиями, 6,8 % сочли, что органы власти в чем-то мешают бизнесу, в чем-то помогают его развитию, 2,3 %отметили, что органы власти ничего не предпринимают, но их участие необходимо, а 18,7 % заявили, что органы власти в чем то помогают, а в чем то мешают.
При осуществлении предпринимательской деятельности всего 18,8 % от общего числа опрошенных ответили, что сталкивались с административными барьерами, 81,2 % ответили, что не сталкивались.
В перечень административных барьеров, с которыми сталкивалось  бизнес-сообщество Белгородского района, распределись следующим образом: 13,5 % ответили на иные административные барьеры, 5,3 % столкнулись с государственной регистрацией юридического лица, индивидуального предпринимательства, 3 % — при сертификации и стандартизации товаров, работ и услуг, 1,5 % — при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд и межрегиональном товарообороте.
Сложности в наличии административных барьеров испытывают 3,8 %, о наличии существенных, но преодолимых барьеров заявляют 10,5 %, об их несущественности говорят 15,8 %, о полном отсутствии административных барьеров ответили — 30 %, имели затруднения с ответом — 39,8 % анкетируемых.
На вопрос «Как часто Ваш хозяйствующих субъект подвергается проверкам?», получены следующие ответы: не реже 1 раза в квартал — 10,5 % респондентов; не реже, чем 1 раз в полгода — 9,8 % опрашиваемых; не реже, чем 1 раз за год – 45,9 %, за последний год не было проверок — 33,8 %. В тоже время 71,4 % опрашиваемых отмечают, что в настоящее время органы власти не оказывают влияние на ценовую политику их деятельности, 16,5 % ответили, что органы власти очень редко оказывают влияние ценовую политику их деятельности, 11,3 % отметили, что это происходит время от времени, 0,75 % сказали, что постоянно органы власти оказывают влияние ценовую политику.
Мониторинг конфликтных ситуаций субъектов предпринимательской деятельности показал, что 89,5 % не приходилось обращаться с жалобой в надзорные органы, 10,5 % распределись следующим образом: 7,5 % — обращались всего один раз, 3 % — неоднократно появлялась необходимость в обращении в надзорные органы.
На вопрос «Решена ли полностью ваша проблема после обращения с жалобой?» 10,5 % ответили, что решена полностью, 3 % — решена частично, 5,3 % — не решена.
При оценке сроков получения доступа к услугам субъектов естественных монополий результаты опроса распределились следующим образом:    удовлетворен — 42,9 %, не удовлетворен — 12,8 %, затрудняюсь ответить — 44,3 %.  В тоже время при опросе в сложности и количестве процедур, необходимых для подключения к услугам естественных монополий, респонденты ответили: 40,6 % — удовлетворен,  14,3 % —  не удовлетворен, 45,1 % — затрудняюсь ответить.
Кроме того, при ответе на вопрос о стоимости подключения к услугам субъектов естественных монополий, результаты распределились следующим образом: 40,6 % — удовлетворен, 18 % — не удовлетворен, 41,4 % — затрудняются ответить.
На вопрос «Интересуетесь ли вы информацией о состоянии конкурентной среды и деятельности по содействию развитию конкуренции в регионе?» 73, 7 % опрошенных ответили постоянно (в том числе 36,8 % — время от времени), 26,3 %  сказали, что нет.
Наибольшее количество анкетируемых (66,2 %) предпочитают пользоваться для получения информации о состоянии конкурентной среды и деятельности по содействию развитию конкуренции по телевидению, 38,3 % — через электронные СМИ, 30,8 % — через официальные сайты органов власти и местного самоуправления, 30 % — через специализированные блоги, порталы и прочие электронные ресурсы, 22,6 % — через печатные СМИ.
Результаты мониторинга на вопрос «На сколько вы удовлетворены уровнем понятности официальной информации о состоянии конкурентной среды и деятельности по содействию развитию конкуренции в Белгородской области, размещаемой органами власти и местного самоуправления на официальных сайтах?» представлены в таблице № 1:

Таблица № 1

Удовлетворен Не удовлетворен Не обращался к данному источнику
Губернатор и Правительство Белгородской области 38,3 % 2,3 % 59,4 %
Департамент экономического развития Белгородской области 43,6 % 2,3 % 54,1 %
Комиссия по государственному регулированию цен и тарифов Белгородской области 39,1 % 3,0 % 57,9 %
Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области 39,8 % 3,0 % 57,2 %
Администрация городского округа (муниципального района), в котором Вы проживаете 51,1 % 3,0 % 45,9 %

Отвечая на вопрос «На сколько вы удовлетворены удобством получения официальной информации о состоянии конкурентной среды и деятельности по содействию развитию конкуренции в Белгородской области, размещаемой органами власти и местного самоуправления на официальных сайтах?» результаты опроса разделились следующим образом (таблица № 2).

Таблица № 2

Удовлетворен Не удовлетворен Не обращался к данному источнику
Губернатор и Правительство Белгородской области 38,3 % 3,0 % 58,7 %
Департамент экономического развития Белгородской области 42,9 % 2,3 % 54,8 %
Комиссия по государственному регулированию цен и тарифов Белгородской области 42,1 % 2,3 % 55,6 %
Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области 40,6 % 2,3 % 57,1 %
Администрация городского округа (муниципального района), в котором Вы проживаете 51,9 % 1,5 % 46,6 %

В целях оценки конкурентной среды на приоритетных и социально значимых рынках в декабре 2018 года и январе 2019 года проводился мониторинг удовлетворенности потребителей качеством товаров, услуг на товарных рынках Белгородской области и состоянием ценовой конкуренции. Наибольшую долю принявших участие в анкетировании по возрастному признаку составили: от 21 до 35 лет – 43,8 %, от 36- до 60 лет – 42,1 %, от 14 до 20 лет 11,6 % и старше 60 лет – 2,5 %.
Анализ социального статуса респондентов показал, что 84,3 % принявших участие в опросе — это работающее население трудоспособного возраста;   12,4 % – студенты/учащиеся; 3,3 % — люди пенсионного возраста.
Количество организаций, реализующих товары, работы, услуги на рынках товаров, работ и услуг Белгородского района, потребители оценили следующим образом. Избыточно много организаций, реализующих товары и оказывающих услуги на рынке розничной торговли, отметили 20,7 % человек от общего количества опрашиваемых выбравших данный вариант ответа, на рынке плодово-овощной продукции – 14 %, бытовых услуг и общественного питания населению – 10,7 %, услуг связи – 13,2 %. Наименьший выбор респондентов по рассматриваемой категории отметили рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья – 3,3 %, производства биофармацептической продукции — 3,3 %; услуг перевозок пассажиров наземным транспортом – 4,1 %.
Достаточно организаций, производящих товары и оказывающих услуги на рынке услуг связи, отметили 72,7 % человек от общего количества опрашиваемых, выбравших данный вариант ответа; на рынке бытовых услуг – 71,1 %; рынок молока и молочной продукции – 69,4 %, на рынке розничной торговли – 66,9 %, рынок стоматологических услуг – 67,8 %. Наименьший выбор респондентов по рассматриваемой категории получили рынки услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья – 34,7 %.
Недостаточно организаций, производящих товары и оказывающих услуги на рынке медицинских услуг – 48,8 %, рынок услуг социального обслуживания населения – 42,1 %. Наименьшие показатели по рассматриваемой категории получили рынок розничной торговли – 8,3 %, рынок кормовых добавок – 8,3 %; рынок услуг связи – 11,6 %, рынок бытовых услуг и общественного питания – 14,9 %.
По вопросу удовлетворённости уровнем цен на товары, работы, услуги на рынках Белгородского района отмечены следующие мнения потребителей: на рынке услуг в сфере культуры и туризма – 61,2 %; на рынке плодово-овощной продукции – 56,1 %; на рынке услуг дополнительного образования детей — 53,7 % и рынке бытовых услуг и общественного питания – 53,7 %. Не удовлетворены уровнем цен на товары, работы, услуги: рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства – 66,1 %; рынок медицинских услуг – 66,9 %.
По вопросу удовлетворенности качеством предоставляемых товаров и оказываемых услуг на рынках, отмечены следующие мнения потребителей: рынок плодово-овощной продукции – 64,5 %; на рынке услуг дополнительного образования 63,6 % потребителей удовлетворены качеством предоставляемых услуг. Наибольшие показатели неудовлетворённости качеством товаров, работ, услуг: рынок медицинских услуг – 57,9 % и рынок жилищно-коммунального хозяйства – 57,9 %. Не определились с ответом наибольший процент потребителей по рынку производство энергетического машиностроения – 45,5 %.
По мнению потребителей, изменения в 2018 году уровня цен на товары, работы, услуги наиболее повысились цены на рынках: перевозок пассажиров наземным транспортом – 77,7 %; жилищно-коммунального хозяйства – 76,9 %; розничной торговли – 74,4 %. Наибольшие показатель не изменения цен наблюдаются на следующих рынках: услуги дополнительного образования детей – 31,4 %; услуги в сфере культуры и туризма – 31,4 %. Небольшой процент потребителей считают, что уровень цен на некоторых рынках снизился: кормовых добавок и компонентов для кормопроизводства – 5 процентов, производства биофармацевтической продукции – 4,1 %. Наибольший процент затруднившихся с ответом по следующим рынка: энергетического машиностроения — 48,8 %, сельскохозяйственного машиностроения – 46,3 %.
По вопросу изменения качества товаров, работ, услуг в 2018 году потребители Белгородского района определились следующим образом. Повысилось качество на следующих рынках: услуг дополнительного образования детей на 24 %; услуг дошкольного образования на – 22,3 %; услуг детского отдыха и оздоровления на – 22,3 %. Набольшие показатель в части не изменения качества считают на следующих рынках: услуг связи – 56,2 %; плодово-овощной продукции – 50,4 %; IT услуг – 50,4 %; розничной торговли – 49,6 %; бытовых услуг и общественного питания – 49,6 %. Наибольшее снижение качества товаров, работ, услуг наблюдается на следующих рынках: услуг жилищно-коммунального хозяйства – 24,8 %; медицинских  услуг – 22,3 %; услуг перевозок пассажиров наземным транспортом – 22,3 %. Не определились с ответом наибольшее количество опрашиваемых на следующих рынках: производства сельскохозяйственного машиностроения – 52,1 %; производства энергетического машиностроения – 50,4 %; кормовых добавок и компонентов для кормопроизводства – 47,9 %.
Количество хозяйствующих субъектов, реализующих товары, работы и услуги в 2018 году по мнению опрошенных жителей Белгородского района повысилось на следующих рынках: розничной торговли – 33,9 %; бытовых услуг и общественного питания – 31,4 %; плодово-овощной продукции – 26,4 %. Не изменилось количество: на рынке жилищно-коммунального хозяйства – 49,6 %; на рынке стоматологических услуг – 49,6 %; на рынке услуг в сфере культуры и туризма – 48,7 %. Произошло снижение хозяйствующих субъектов на следующих рынках: медицинских услуг – 14,9 %; услуг перевозок пассажиров наземным транспортом -11,6 %. Наибольшее количество затруднительных ответов по следующим рынкам: производства сельскохозяйственного машиностроения – 47,9 %; производства энергетического машиностроения – 47,1 %.
По вопросу нарушения прав потребителя в 2018 году опрашиваемые ответили следующее, что не сталкивались с нарушением прав 77,7 % опрошенных, 22,3 % ответили утвердительно.
Наибольшие нарушения прав потребителей были отмечены на следующих рынках: жилищно-коммунального хозяйства – 12,6 %; медицинских услуг – 11,7 %; розничной торговли – 11,7 %.
Наивысшую оценку активности продавцов товаров, работ и услуг на рынках Белгородского района получили, согласно опроса, следующие рынки: розничной торговли – 31,4 %; бытовых услуг и общественного питания – 24 %. Наименьшая активность наблюдается на рынках: услуг жилищно-коммунального хозяйства – 18,2 %; услуг дошкольного образования – 17,4 %.
В отношении оценки качества услуг субъектов естественных монополий в Белгородском районе, наиболее удовлетворены в услугах: газоснабжения – 77,7 % опрошенных; электроснабжения – 72,7 %. Наиболее не удовлетворены в услугах: по водоснабжению, водоотведению – 34,7 %; почтовой связи – 27,3 %.
Работа по развитию конкуренции в Белгородском районе по мнению респондентов в первую очередь должна быть направлена на: снижение цен на товары, работы, услуги – 84,3 %; повышение качества товаров, работ, услуг – 72,7 %.
По разделу «Удовлетворённость качеством официальной информации о состоянии конкурентной среды и деятельности по содействию развитию конкуренции» на вопрос «Интересуетесь ли вы информацией о состоянии конкурентной среды и деятельности по содействию развитию конкуренции в регионе?» самый наибольший процент ответов получил «Да, время от времени» — 49,6 %; наименьший «Да, постоянно» — 10,7 %.
Для получения информации о состоянии конкурентной среды и деятельности по содействию развитию конкуренции в регионе жители Белгородского района предпочитают следующие источники информации: телевидение – 55,4 %; электронные СМИ – 52,1 %. Наименьшее предпочтение: радио – 16,5 %.
Наибольший процент удовлетворённости уровнем понятности официальной информации о состоянии конкурентной среды и деятельности по содействию развитию конкуренции в Белгородской области, размещаемой органами власти и местного самоуправления на официальных сайтах, получили: администрация Белгородского района – 50,4 %; Губернатор и Правительство Белгородской области – 46,3 %; департамент экономического развития Белгородской области – 41,3 %. Самый высокий процент неудовлетворенности уровнем понятности официальной информации о состоянии конкурентной среды и деятельности по содействию развитию конкуренции в Белгородской области, размещаемой органами власти и местного самоуправления на официальных сайтах: комиссией по государственному регулированию цен и тарифов Белгородской области – 20,7 %.
Удовлетворенность жителей Белгородского района удобством получения официальной информации о состоянии конкурентной среды и деятельности по содействию развитию конкуренции в Белгородской области, размещаемой органами власти и местного самоуправления на официальных сайтах определена в следующем порядке: администрация Белгородского  района – 49,6 %; Губернатор и Правительство Белгородской области – 44,6 %; департамент экономического развития Белгородской области — 43 %. Не удовлетворены удобством получения информации на официальных сайтах: управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области – 19,8 %; комиссии по государственному регулированию цен и тарифов Белгородской области — 19 %.