Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального района «Белгородский район» Белгородской области
Версия для слабовидящих
(4722) 26-34-10
г.Белгород, ул.Шершнева, 1а

История воинского учета

ИЗ   ИСТОРИИ   ВОИНСКОГО УЧЕТА  

Как показывают события последних лет и месяцев – современный мир ещё очень  далёк от совершенства и для достижения своих целей многие государства очень часто прибегают к применению вооруженной силы.         Последние  месяцы в Европе и на Украине показывают,  что  обеспечение обороноспособности страны и защиты её территориальной целостности находятся под постоянным контролем органов власти всех уровней.  И эта статья  посвящена одному  из важных вопросов мобилизационной подготовки,  а именно  организации воинского учета.
Ведение воинского учёта по месту работы регламентируется тремя Федеральными законами: от 31.07.1998 года №61-ФЗ «Об обороне» от 28.03.1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 26.02.1997 года «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 года №719 «Об утверждении Положения о воинском учёте». Организация воинского учёта входит в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации. Ведение воинского учёта работников  не зависит от желания или нежелания руководителя, а является чётко определённой государственной обязанностью работодателя, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности объекта экономики, а также количества военнообязанных  Воинский учёт предусматривается воинской обязанностью граждан и обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов.

В соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 719 воинский учет обеспечивается «государственной системой регистрации призывных и мобилизационных ресурсов». Таким образом, рассматривая воинский учет как государственную задачу, его необходимо исследовать и как составную часть общего учета населения.
Потребность в учете населения возникла в глубокой древности. Она была связана с политическими, хозяйственными и военными потребностями древних государств, нуждающихся в сведениях о количестве населения, которое способно платить налоги или быть призванным в армию. Поскольку древнейшие государства возникли в древнем Египте, Китае, в бассейне рек Тигра и Евфрата (Месопотамия, Вавилония, Ассирия) в Индии, Японии, то как раз в этих древнейших государствах и были проведены первые в истории человечества учеты населения, в частности, в Египте (около 2800-2250 гг. до н.э.), Китае (в 2238 г. до н.э.) Первые учеты населения имели примитивный характер. Иногда они велись не путем записей, а носили символический характер. Общеизвестный исторический факт, когда скифский царь Арианта (Скифия была расположена преимущественно на территории современной Украины), желая знать количество своих подчиненных, приказал: каждому скифу под страхом смертного наказания принести медный наконечник от стрелы.
Начиная с 435 г. до Рождества Христова, регулярно проводились учеты населения в Древнем Риме и во всей Римской империи. Учеты проводились по месту рождения. Имеем в Евангелии: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна» (Новый Завет, Евангелие от Луки, гл.2)
За годы средневековья (V ст. – середина XVII ст.) мелкие и разрозненные государства не проводили систематические учеты населения на общегосударственном уровне. Лишь в связи с чрезвычайными обстоятельствами – эпидемиями, голодом, войнами – по их завершению осуществлялись попытки подсчитать, сколько людей осталось живыми.
В образованном царем Иваном Грозным централизованном государстве Московии для податного обложения проводились традиционные поземельные учеты. В XVII ст. единицей податного обложения становится «двор» (хозяйство). В 1718 г. царь Петр І вводит подушные учеты (в отличие от подворных), в которых учитывалось только мужское население, которое облагалось налогами и подлежало рекрутским наборам. Дворянство, государственные чиновники и т.п. учету не подлежали. Первые подушные списки, составленные в 1720-1721 гг., назывались «сказками», следующие учеты назывались ревизиями, а списки – «ревизскими сказками».
Первой в мировой практике всеобщей переписью населения была перепись 1790 г. в Соединенных Штатах Америки.
Параллельно с общим учетом населения существовал и учет граждан, которых можно было привлечь для комплектования вооруженных сил то, что сегодня называется воинским учетом. В своем становлении он прошел сложный путь от примитивного подсчета княжеских дружинников до стройной системы сегодняшних дней. Первые упоминания о численности русских войск мы находим в летописях тех лет. Разумеется, вряд ли можно верить в их достоверность. Проиллюстрируем это на примере численности войск Дмитрия Донского. Летопись говорит о том, что на Москве собралось такое множество войск, что не было возможным вести их в Коломну (сборный пункт русских войск) по одной дороге. Под командованием 23 русских князей и воевод, которые именовались в то время «тысячские», могло быть не менее 200 тысяч воинов. Многие исследователи ставят под сомнение утверждение летописцев о большой численности русского войска. Их аргументы основываются на том, что в обстановке непрерывных войн XIV в. плотность населения не могла быть высокой, по всей вероятности не более 5 человек на 1 квадратный километр, что дает 250 – 300 тысяч жителей в великом Московском княжестве. При высоком мобилизационном напряжении в 10 % могло быть собрано 25 – 30 тысяч воинов, из которых не менее 5 тысяч человек необходимо было оставить в Москве в качестве резерва. Следовательно, в поход могло выступить 20 – 25 тысяч воинов.. С учетом этих предположений утверждения летописцев становятся правдоподобными. Таким образом, воинский учет того времени не отличался достоверностью и постоянством его ведения.
С развитием русского государства возникла потребность совершенствования воинского учета. Необходимо было вести учет воинов (для этого имелись особые книги), распределять по полкам, увольнять со службы, поощрять, за проступки — наказывать, разыскивать беглых солдат и т.д. Для исполнения этих обязанностей требовались сначала писари, а в последующем — должностные лица, владевшие грамотой и имевшие навыки рационального использования людских ресурсов, предполагавшие основательное знание боевых и человеческих качеств. В организационном плане эта работа получила свое развитие в 1535 г., с созданием Разрядного приказа («Разряда») — на тот период высшего органа военного управления, который ведал учетом ратных людей, прохождение ими службы и составлял расчет потребных сил и средств для каждого похода. Приказ состоял из нескольких столов. Стол, в свою очередь, делился на «повытия» (канцелярии), ведавшие определенными вопросами учета и обеспечения войска личным составом, вооружением и т.п. В «Разряде» (а в последующем и иных приказах) дьяками, т.е. служащими приказа, велись книги записей распоряжений должностных лиц о ежегодных назначениях на военную, гражданскую и придворную службу. Эти книги были по сути одними из первых документов Российского государства по воинскому учету.

В 1555 г. было издано «уложение о службе», которое объявляло военную службу обязательной и наследственной, определяло служебные обязанности вотчинников и дворян. До 15 – летнего возраста дворянин считался «недорослью». Когда ему исполнялось 15 лет его записывали в «десятню» (служивый список) и он становился «новиком». Таким образом, существующая в настоящий момент система учета юношей 15 – 16 –летнего возраста берет свое начало со средины XVI в. Для учета и проверки служивых дворян периодически проводились смотры, уточнявшие «десятню», которая по существу являлась организационно — административной единицей.
Во второй половине XVII в. в русском войске произошли важные структурные изменения. При ведении войн с Речью Посполитой (1656-1667), Швецией (1656-1661) в России утвердился общегосударственный призыв «даточных людей» — крестьян и посадского населения (горожан). Распространение воинской повинности на податные сословия стало суровой необходимостью. Первая роспись ратных людей была составлена 23 января 1661 г. Именно с этого времени впервые вопросы комплектования стали решаться на общегосударственном уровне путем создания «смет» (учет и распределение по полкам) военных сил России. Подобные росписи продолжались до начала XVIII в.
В ходе военных реформ Петра I, по ряду его указов, была введена рекрутская система комплектования, которая позволила за короткие сроки создать регулярную армию и ввести единый порядок исполнения воинской повинности. При Петре I комплектованием и учетом солдат и офицеров ведали Разрядный и Поместный приказы, а с 1702 г. — Военный приказ.
В феврале 1711 г. был подписан Указ об учреждении Правительствующего Сената. С этого времени Приказы передали свои полномочия в ведение сенатской Военной канцелярии при Правительствующем Сенате. Венцом реформы центрального военного управления Петра I стало учреждение в 1718 г. высшего органа — Военной коллегии, в состав которой вошла Военная канцелярия. Она отвечала за устройство и образование войск, а также ведала вопросами комплектования, службы и инспектирования войск.
В дальнейшем Военная коллегия была преобразована в Военное министерство, состоящее из четырех департаментов и Генерального штаба (на правах департамента). Вопросами личного состава ведал инспекторский департамент
1В 1861 – 1881 гг. военным министром России был граф Милютин Дмитрий Алексеевич
Милютин Дмитрий Алексеевич – русский государственный военный деятель, генерал-фельдмаршал (1898) окончил Благородный пансион при Московском университете (1833) и военную академию (1836). В 1839 г. получил назначение на Кавказ, 1843-1845 гг. – оберквартирмейстер войск Кавказской линии и Черномории. В 1848-1856 гг. состоял для особых поручений при военном министре.
1856-1859 гг. – начальник Главного штаба Кавказской армии. В 1860 г. –товарищ (заместитель) военного министра. 1861-1881 гг. –военный министр.
Он провел военные реформы, положившие начало преобразованию русской армии в современную, по тем временам, массовую армию. Вместо архаической, бессистемной организации военного Министерства, в результате преобразований по «Положению 1867 года» была создана стройная и четкая система военного управления, выразившаяся в создании главных управлений взамен существовавшим ранее департаментов. Главные управления целиком ведали той или иной отраслью. Так департамент Генерального штаба и инспекторский были объединены в главный штаб.
Одновременно на местах были созданы военные округа. Вся территория России была разделена на 15 военных округов. Значительным событием того времени явилось разработка и утверждение Закона «О всеобщей воинской повинности». Идея всеобщей воинской повинности, встретившая яростное сопротивление реакционных кругов, была высказана Милютиным Д.А. еще в 1862 г. К слову сказать, всеобщая воинская повинность была введена во Франции в 1796 г., в Пруссии в 1814 г.
1 января 1874 г. в России был издан Устав «О воинской повинности», согласно которого воинскую повинность должно было отбывать все мужское население, достигшее 20 – летнего возраста. Появление массовой регулярной армии потребовало по иному решать вопросы воинского учета. Согласно Устава от 1 января 1874 г. организацией набора в уездах ведали уездные по воинским повинности присутствия, а в губерниях – губернские по воинским повинности присутствия, в крупных городах – присутствия на правах уездных.
Губернские присутствия производили «раскладку» новобранцев между участками и осуществляли общее наблюдение за ходом призыва и переосвидетельствованием новобранцев. Уездные составляли списки, занимались определением прав призываемых и их освидетельствованием и проведением призыва. Вводится понятие «призывного участка».

Имеем в первоисточнике:
«67. Для отправления воинской повинности учреждаются призывные участки. В состав каждого участка входит или часть уезда, или целый уезд.

  1. Из городов, с населением не менее десяти тысяч мужских душ, составляются отдельные участки. В случае желания (местных) жителей образование отдельных участков допускается и из городов менее населенных, если в них имеется не менее пяти тысяч мужских душ».

 Обычно в уезде (городе) было несколько участков: число их определялось городской управой, а там где ее нет, думой или заменяющие их учреждения. Вся местность основных губерний России была разделена на 164 участка по числу пехотных полков. Территориальное комплектование распространялось только на пехоту и пешую артиллерию. Гвардия, стрелковые части, конница, конная артиллерия получали новобранцев по росписи главного штаба. Морской флот получал новобранцев по определенному списку из Приморских губерний. Уставом вводится понятие «приписка к призывным участкам» ‑ прообраз термина «первоначальная постановка граждан на воинский учет».Глава IX Устава называется  «О приписке к призывным участкам и составлении призывных списков»

Данная глава состояла из четырех разделов. Нас непосредственно интересует первый раздел, который приводим полностью.

«I. О приписке к призывным участкам и о приписных свидетельствах

Лица, внесенные в ревизские сказки, а равно приписанные к обществам после ревизии числятся в призывных участках по месту нахождения городов и волостей, к коим сии лица приписаны

  1. Лица, изъятые от внесения в десятую народную перепись, а также вышедшие после ревизии из податного состояния, обязаны приписаться, по отбыванию воинской повинности, или к одному из призывных участков того уезда, в коем находится недвижимая собственность, лично им или их родителям принадлежащая, или к тому участку, в коем на жительстве находятся или же находились в последнее перед выселением их время..
  2. Приписка к участку производится на основании заявления, которое приписывающийся обязан подать, с приложением метрического свидетельства или заменяющего оное удостоверения, в то уездное, окружное или городское по воинской повинности присутствие, в ведении коего состоит избранный им для приписки участок.
  3. Все лица мужского пола, за исключением сельских податного состояния обывателей, обязаны, по достижении шестнадцати лет от роду и не позднее 31 декабря того года, в котором им исполняется двадцать лет, получить свидетельство о приписке к призывному участку (ст. 94 и 95).
  4. Свидетельства о приписке к призывным участкам выдаются: лицам, означенным в статье 95, — уездными, окружными или городскими по воинской повинности присутствиями; лицам же, внесенным в ревизские сказки или приписанным к обществам после ревизии, — городскими управлениями.
  5. В приписных свидетельствах означается: а) имя, отчество и фамилия или прозвание приписанного; б) год, месяц и день рождения; в) вероисповедание; г) сословие; д) занятие, ремесло или промысел; е) грамотен ли приписанный, и то учебное заведение, в котором он окончил образование или в котором обучается, и ж) кем, когда (год, месяц и число) и за каким номером свидетельство выдано.
  6. Означенные в статье 97 лица, при вступлении в брак и при поступлении на государственную или общественную службу, обязаны представлять свидетельства о приписке к призывному участку.
  7. Правила, изложенные в предшедших статьях 94—100, не распространяются на губернии Царства Польского, где соблюдается особый по настоящему предмету порядок (ср. ст. 102, примеч. 1, и ст. 105).»

Таким образом, можно утверждать, что первоначальная постановка граждан на воинский учет, берет свое начало с 1 января 1874 г. Обязательная всеобщая воинская повинность просуществовала до 11 декабря 1917 г.

12 (25) января 1918 г. III Всероссийский съезд Советов утвердил «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которой вводится «всеобщее вооружение народа».

Необходимым условием создания новой армии было создание ее военно — административных органов. Новое государство получило в наследство старый учетно — мобилизационный аппарат. До этого времени в России учетно — мобилизационными вопросами ведали органы двух ведомств: военного и внутренних дел. При этом, приемом на военную службу  новобранцев, учетом запасных и призывами в военное время ведали военные органы управления местных бригад и управления уездных военных начальников. Вопросы учета молодежи и призыв ее до приема на военную службу возлагались на уездные и губернские по воинской повинности присутствия, входившие в систему министерства внутренних дел.

20 января 1918 г. постановлением народного Комиссариата по внутренним делам были упразднены губернские и уездные по воинской повинности присутствия, а приказом народного Комиссариата по военным делам от 25 января 1918 г. были расформированы управления местных бригад.

Упраздненные управления уездных воинских начальников были включены в состав уездных Советов в качестве их учетных органов.

Всероссийская коллегия по формированию Красной Армии к концу января 1918 г. выработала и опубликовала инструкцию Советам по созданию Красной Армии, положившую основу организации местных органов военного управления. В Советах создавались военные отделы, в состав которых входили представители местного Совета, штаба Красной Армии и штаба местной воинской части или гарнизона. К февралю — марту 1918 г. во всех губерниях страны были созданы губернские, уездные и значительная часть волостных военных отделов, которые просуществовали до лета 1918 г., т. е. до конца добровольческого принципа комплектования Красной Армии.

Декретом Совета народных депутатов от 8 апреля 1918 г. были учреждены волостные, уездные, губернские и окружные комиссариаты по военным делам. На них возлагалось проведение мероприятий по учету годного к военной службе населения, его призыву, формирование вооруженных сил, всеобщее обучение трудящихся военному делу, управление войсками, предназначенными для обслуживания местных нужд и удовлетворение материальных потребностей местного снабжения. В отличии от военных отделов, подчинявшихся только тем Советам, в состав которых они входили, Декретом устанавливалась централизация в организационном строительстве комиссариатов, их строгое подчинение  и отчетность нижестоящего комиссариата перед вышестоящим. Следует отметить, что в Московском военном округе создание военных комиссариатов началось до издания Декрета от 8 апреля 1918 г. В архиве Ивановской области хранятся материалы, датированные 3 и 5 апреля 1918 г., об организации военных комиссариатов в губернии и  назначении Фрунзе М.В., Иваново — Вознесенским губернским военным комиссаром. Таким образом, Иваново — Вознесенск является не только родиной Советов, но и родиной первых военных комиссариатов. Фрунзе Михаил Васильевич – видный государственный деятель и военноначальник, по праву, является первым военным комиссаром в Советской России.
2Фрунзе Михаил Васильевич ( ) – советский государственный и военный деятель, полководец и военный теоретик. На военной службе с 1916 г., в Красной Армии с 1918 г. Учился в Петербургском политехническом институте. В 1917 г. возглавил РВК в Шуе. В Гражданскую войну с февраля 1919 г.

командовал 4 армией, с марта – Южной

группой войск Восточного фронта, с июля – Восточным, с августа Туркестанским, с сентября 1920 г. Южным фронтами. После войны командовал Вооруженными Силами Украины и Крыма. В 1924-1925 гг. –заместитель председателя и председатель Революционного Военного Совета СССР, заместитель наркома и нарком по военным и морским делам, одновременно начальник Штаба РККА и Военной академии РККА.

29 мая 1918 г. ВЦИК издал Декрет о принудительном наборе в Красную Армию, а V Всероссийский съезд Советов утвердил этот Декрет о введении всеобщей воинской повинности.

В переходе к регулярной армии на основе обязательной воинской повинности большое значение имел Декрет Совета народных депутатов от 29 июля 1918 г. о введении воинского учета, которому подлежали все граждане, годные к военной службе, в возрасте от 18 до 40 лет. В тоже время было введено в действие «временное руководство» для учета военнообязанных.

С окончанием гражданской войны военные комиссариаты подверглись резкому сокращению. Декретом от 21 марта 1921 г. были ликвидированы волостные военные комиссариаты. Их функции по воинскому учету перешли к военным отделам волисполкомов. В июле 1922 г. были введены новые штаты губернских и уездных военных комиссариатов, по которым их численность значительно сократилась. При этом, за ними сохранилась функция воинского учета.

В ходе военной реформы 1924 – 1925 гг. губернские и областные военные комиссариаты были преобразованы в управления корпусных, дивизионных, губернских, областных территориальных округов. В неизменном виде сохранились лишь уездные военные комиссариаты с теми же функциями военно – учетного аппарата, с правами военных отделов уездных исполкомов и подчинением их управлениям территориальных округов.

Управления территориальных округов ведали вопросами приписки и учета военнообязанных, проведением очередного призыва на действительную военную службу и по мобилизации, организацией и проведением допризывной и вневойсковой подготовки. Постановлением Совета Народных Комиссаров от 7 мая 1938 г. было утверждено новое Положение «О местных органах военного управления», согласно которого создавались военные комиссариаты в республиках, краях, областях, городах и районах. На них возлагались задачи учета призывных и мобилизационных ресурсов, их подготовки, распределения по соответствующим родам войск и призыва на действительную военную службу. В результате проведенной реорганизации сеть районных военных комиссариатов выросла более чем в три раза, что в значительной мере улучшило систему учета военнообязанных и организацию их призыва и делало более тесной их связь с органами местной власти.         Система советского государственного аппарата в центре и на ме­стах, сложившаяся к 1941 г., в основном сохранялась и во время войны. Однако новые задачи и условия военного времени требовали перестрой­ки государственного аппарата, создания новых чрезвычайных органов государственной власти с соответствующим распределением компетен­ции      Вероломное нападение гитлеровской Германии на СССР 22 июня 1941 г. потребовало принятия неотложных мер по мобилизации всех материальных и духовных сил советского на­рода на отпор врагу. В тот же день Президиум Верховного Совета СССР издал несколько указов исключительной важности          Мобилизация в ряды Красной Армии резко уменьшила число рабо­чих и служащих. Их численность сократилась с 31,5 миллиона к нача­лу 1941 года до 18,5 миллиона к концу года. В связи с острым недостатком рабочей силы Президиум Верховного Совета СССР 13 февраля 1942 г. издал Указ «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве». Мобилизации подлежали мужчины в возрасте от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет из числа не работающих в учреждениях и между ними.

Одновременно изменилась система учета военнообязанных. Новый порядок воинского учета увязан: в городах – с паспортной системой, в сельской местности – с подворными книгами. Воинский учет в городах возложен: на отделения милиции, а в сельской местности – на сельские и поселковые Советы. Привлечение МВД к воинскому учету военнообязанных, по существу возврат к дореволюционной системе учета, имеет свой резон, говоря современным языком, произошло разделение функций. Данная система воинского учета, к сожалению забытая ныне, была более гибкой по сравнению существующей по вопросам оповещения, розыска и привлечения к ответственности граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности. В районных (городских) военных комиссариатах велся численный учет по родам войск и специальностям и персональный учет начальствующего состава. Такая система воинского учета существовала до 12 октября 1967 г., когда был принят Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности». В соответствии с положениями данного Закона воинский учет проводился в целях организации подготовки и переподготовки военнообязанных, выявления призывных контингентов, определения их количественного и качественного состава, содействия планомерному проведению призывов в ВС СССР. Персональный учет осуществляли районные (городские) военные комиссариаты. Первичный воинский учет военнообязанных и призывников, проживающих в сельской местности, а также в городах, где нет военных комиссариатов, возлагается на военно – учетные столы при исполкомах местных Советов депутатов трудящихся.

После распада СССР на ряд самостоятельных государств Закон «О всеобщей воинской обязанности» не стал отвечать потребностям России и 11февраля 1993 г. был принят Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе.

В условиях стремительно меняющейся социально – экономической обстановки в России, развития ВС происходили процессы, потребовавшие кардинального пересмотра положений Закона 1993 г.

28 марта 1998 г. Президент РФ подписал Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». Второй раздел закона полностью посвящен воинскому учету. В соответствии с ним «воинский учет граждан осуществляется по месту их жительства военными комиссариатами. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления».

В настоящее время воинский учет на предприятиях и организациях организован  и  ведется  соответствии с современной нормативно правовой базой.

Интернет-приемная

Уважаемые заявители!

Здесь Вы можете задать вопрос, оставить предложение или жалобу.

Перед отправкой обращения в форме электронного документа Вам
необходимо в обязательном порядке в электронной анкете указать:
- свою фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии);
- почтовый адрес, который будет использован при направлении ответа на обращение в бумажном виде;
- адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;
- должность соответствующего лица, кому Вы направляете обращение в форме электронного документа;
- изложить в поле ввода текста обращения в форме электронного документа суть предложения, заявления, жалобы.

Ответ на указанный Вами адрес будет направлен не позднее 30 дней со дня отправки Вашего обращения. Анонимные обращения не рассматриваются. Вниманию посетителей Интернет-приемной, проживающих в Белгородской области. По всем возникающим вопросам местного значения вам целесообразно обращаться в администрацию по территориальной принадлежности.

Вы можете узнать номер, присвоенный Вашему обращению, обратившись по телефону отдела документооборота и приема граждан администрации Белгородского района по телефону 26-37-16
с понедельника по пятницу с 9.00 до 18.00 часов.

Пожалуйста, прежде чем отправить обращение в форме электронного документа, внимательно ознакомьтесь со следующей информацией.


Пожалуйста, введите Ваши фамилию, имя и отчество


Пожалуйста, выберите тип Вашего обращения


Почтовый адрес используется для отправки ответа в бумажном виде


Адрес e-mail, для отправки ответа в электронном виде


Пожалуйста, выберите, кому Вы хотите направить обращение


Пожалуйста, коротко изложите суть Вашего обращения (максимально 1500 символов, включая пробелы). Вы можете приложить файлы формата Jpeg, PDF, Doc/Docx, Excel


Размер файла не должен превышать 5 МБ