Муниципальный земельный контроль

Применение механизма дистанционного зондирования при мониторинге состояния и использования земель на территории Белгородского района

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владеть, пользоваться и распоряжаться ею как единолично, так и совместно с другими лицами при условии, что это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Корреспондирующие этим конституционным положениям нормы о праве каждого физического и юридического лица на уважение своей собственности и о запрете произвольно лишать имущества содержатся в статье 17 Всеобщей декларации прав человека и статье 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В порядке реализации отмеченных предписаний Основного Закона, устанавливающих конституционные параметры правового регулирования земельных отношений, Земельный кодекс Российской Федерации закрепляет в качестве одного из основных принципов земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории, который призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли.
Согласно установленному принципу правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (статья 42).
Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.
Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.
С целью повышения эффективности использования земельных участков на территории Белгородского района применяется метод дистанционного зондирования: организованы полеты беспилотного воздушного судна. Беспилотные летательные аппараты в ходе своей «экспедиции» делают снимки. Эти сведения сравниваются с данными, содержащимися в ЕГРН, выявляются несоответствия.
Главная цель инспектирования земельных правоотношений состоит в обеспечении исполнения со стороны юридических и физических лиц законодательных требований относительно земельных участков, а также соблюдении мер по охране эксплуатации земель.

Информационный материал по вопросу согласования и утверждении проектов рекультивации и/или консервации земель

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» (далее – постановление Правительства РФ № 800-пп) установлен порядок проведения рекультивации и консервации земель, а также особенности рекультивации земель.
Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, до его утверждения подлежит согласованию с:
а) собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель, консервацию земель, не является собственником земельного участка;
б) арендатором земельного участка, землевладельцем, землепользователем в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, консервацию такого земельного участка, не является таким арендатором, землепользователем, землевладельцем;
в) исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в п. 3 или пп. «б» п. 4 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства РФ № 800-пп.
Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
Проект рекультивации земель должен содержать объемы и график работ по рекультивации земель, консервации земель, включая состав технических мероприятий по рекультивации земель; описание последовательности и объема проведения работ по рекультивации земель, консервации земель; сроки проведения работ по рекультивации земель, консервации земель; планируемые сроки окончания работ по рекультивации земель, консервации земель.
Технические мероприятия должны предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы и места его складирования, условия дальнейшего использования плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.
Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
Завершение работ по рекультивации земель, консервации земель подтверждается актом о рекультивации земель, консервации земель, который подписывается лицом, исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления, обеспечившими проведение рекультивации в соответствии с «Правилами проведения рекультивации и консервации земель», утвержденными вышеуказанным постановлением Правительства РФ № 800-пп.

Ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, а также за пользование недрами без лицензии

Статьей 8.6 «Порча земель» Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена ответственность, в том числе за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.
Правообладатель земельного участка (собственник, землевладелец, землепользователь, арендатор, срочный безвозмездный пользователь земельного участка) получает землю в пользование, конечно, вместе с почвой, но никто не может распорядиться ею отдельно от земельного участка. Собственник земли, купив высокоплодородные сельскохозяйственные угодья (черноземы, например), не может снять, «оскальпировать» территорию и распродать почву как обычный товар. Он может продать земельный участок с почвой, но не отдельно почву. Если при различных нуждах строительства поверхностный слой почвы снимается, то собственник и другие правообладатели земли, имея право продать (передать) земельный участок, не могут этого сделать отдельно от почвы (без земельного участка). Следовательно, почва — национальное достояние России, не подлежащее свободной продаже, несмотря на то что есть физическая возможность отделить ее от окружающей природной среды.
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно — хозяйственной ценности земель.
Предметом посягательства могут быть любые земли, вне зависимости от их категории. Как объект правовой охраны, земля охватывает все виды земельных участков независимо от форм собственности, характера владения, степени освоенности и использования человеком для удовлетворения своих потребностей. Достаточными основаниями для привлечения к ответственности является наличие вреда, причиненного земле, и установление причинно — следственной связи между действиями нарушителя и наступившим вредом.
Самовольное снятие плодородного слоя почвы означает его отделение от поверхности земли без соответствующего разрешения, а самовольное перемещение плодородного слоя почвы – это осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы. Объективную сторону рассматриваемого правонарушения образует деяние в виде действий по вывозу, выносу за пределы участка, переносу для использования на другом земельном участке, в целях облегчения доступа к запасам полезных ископаемых, в ходе строительства и т. п. плодородного слоя почвы. При этом способы действий (вручную, транспортом и т.п.) для квалификации деяния значения не имеют. Указанные составы административных правонарушений являются формальными, то есть для реализации административного наказания важно установить факт снятия или перемещения плодородного слоя почвы и отсутствие на это разрешений.
За отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, предусмотрена уголовная ответственность (статья 254 УК РФ). Продажа снятого плодородного слоя почвы может квалифицироваться как незаконное предпринимательство (статья 171 УК РФ).

Судебная практика

Суды признали требования к предпринимателю правомерными и взыскали с него 4 450 500 рублей в возмещение ущерба, причиненного окружающей среде за использование части земельного участка площадью 36 869 кв. м при отсутствии на это правовых оснований: на момент проведения обследования на используемой ответчиком части земельного участка размещен карьер площадью 4945 кв. м, помимо этого осуществляется складирование строительно-бытового мусора. Суды не приняли во внимание проведенную рекультивацию земель как обстоятельство, исключающее возможность взыскания с него убытков: осуществление рекультивации участка направлено на поверхностное устранение последствий, учитывая уже произошедшие неустранимые негативные изменения в окружающей среде; проведение только одной рекультивации не является способом полного возмещения экологического вреда, а лишь средством устранения препятствий к воссозданию экологической системы (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 сентября 2018 г. по делу N А32-52228/20).