Оценка регулирующего воздействия

Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) – термин, получивший широкое распространение в мире в 1990-х годах и обозначающий систематический процесс выявления и оценки возможных последствий введения тех или иных норм регулирования.

ОРВ позволяет повысить качество государственного регулирования, обеспечить возможность учета мнений социальных групп и установить баланс интересов как на стадии подготовки проекта нормативного правового акта, так и на стадии оценки фактического воздействия действующего государственного регулирования.

Процедура ОРВ заключается в анализе проблем и целей государственного регулирования, выявлении альтернативных вариантов их достижения, а также определении связанных с ними выгод и издержек социальных групп, подвергающихся воздействию государственного регулирования, для выбора наиболее эффективного варианта.

Одним из наиболее важных элементов данной процедуры являются публичные консультации, цель которых - учет мнения представителей бизнеса, экспертного и научного сообщества, организаций, защищающих и представляющих интересы предпринимателей, различных социальных групп о возможных последствиях предусмотренного в проекте акта регулирования.

Оценка регулирующего воздействия в муниципальном образовании
Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) и экспертиза муниципальных нормативных правовых актов Белгородского района, затрагивающих предпринимательскую и инвестиционную деятельность заключается в анализе проблем и целей муниципального регулирования, выявлении альтернативных вариантов их достижения, а также определении связанных с ними выгод и издержек социальных групп (в том числе хозяйствующих субъектов, граждан и общества в целом) подвергающихся воздействию муниципального регулирования, для выбора наиболее эффективного варианта.
Оценка регулирующего воздействия проводится для того, чтобы найти оптимальный вариант решения задачи, лежащей в основе разработки муниципального нормативного правового акта, исключить избыточные административные нагрузки на бизнес.
Оценка проводится по инициативе органа — разработчика муниципального нормативного правового акта.

ОРВ не применяется в отношении:
— проектов муниципальных нормативных правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну (закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне»);
— проектов муниципальных нормативных правовых актов, содержащих сведения конфиденциального характера (указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера);
— проектов решений Муниципального совета Белгородского района, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы;
— проектов решений Муниципального совета Белгородского района, регулирующих бюджетные правоотношения;
— проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг.

ОРВ проводится в целях выявления в проекте муниципального нормативного правового акта положений, которые:
— вводят избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствуют их введению;
— способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
— способствуют возникновению необоснованных расходов местного бюджета.